Главная » 2010»Март»29 » Ксенофобия в молодежной среде: региональный аспект
Ксенофобия в молодежной среде: региональный аспект
14:08
Ультранационалистические настроения в России становятся благодатной почвой для ведения бизнеса и распространяются через спортивные клубы. Таковы выводы авторов доклада "Ксенофобия в молодежной среде: региональный аспект". Несмотря на десятки миллионов рублей, выделяемых российским государством на молодежную политику, ксенофобские настроения проникают в музыкальную субкультуру, захватывают спортивных и, в первую очередь, футбольных фанатов. "Центральную роль в ультраправой идеологии футбольных хулиганов играет расизм в его российской интерпретации, - пишут авторы доклада "Ксенофобия в молодежной среде", - а именно: в качестве основного врага они видят кавказцев, потом - выходцев из Средней Азии, китайцев и вьетнамцев. Хотя, безусловно, если ситуация позволяет, чернокожие тоже будут атакованы". На вопрос Дмитрия Офицерова, присутствовавшего на пресс-конференции, к докладчикам: «Что происходит с гражданской идентичностью у современной молодёжи», Алексей Козлов ответил – «Есть определённый идеологический вакуум в молодёжной среде, что, в общем-то, позволяет, в том числе, ультраправым националистическим группам достаточно легко завоёвывать их внимание. И с другой стороны, формальный подход в большинстве случаев со стороны государства к воспитанию гражданственности, к сожалению, отвращает молодёжь. Им гораздо более интересны эти радикальные проявления, чем формальное общение, по этому поводу, с государством». По мнению авторов доклада, политика российского государства в борьбе с ростом ксенофобии малоэффективна - и в том, что касается репрессивных мер, и в сфере образования. Более того, по словам Константина Баранова из Молодежного правозащитного движения, официальные мероприятия зачастую отталкивают молодежь. В первую очередь потому, что животрепещущие темы обходятся стороной. "Используются устаревшие, знакомые с шестидесях годов фестивали дружбы народов, праздники национальных культур, танцев и плясок. Действительно острые и важные темы, которые связаны с современными вызовами: с нелегальной миграцией, с разным пониманием истории, то есть те, которые формируют ксенофобное отношение в среде молодежи, - они вообще не затрагиваются", - считает правозащитник. Российские "ультра" вливаются в националистический интернационал. Майки с националистической символикой, значки, плакаты, музыкальные диски с записями групп ультраправых взглядов и подобные видеоматериалы в сегодняшней России становятся прибыльным бизнесом: спрос определяет предложение. Причем распространяется такая продукция не только через закрытые каналы. Как рассказывает Алексей Козлов из Движения гражданских действий ГРОЗА, зачастую обзавестись диском групп так называемой "правой сцены", то есть музыкантов, придерживающихся ультранационалистических взглядов, а таких сегодня в России десятки, в регионах можно в обычном ларьке. "95% материалов в киоске может не иметь к ксенофобии никакого отношения, но там также можно купить такие сборники как, например, "Бритоголовые идут". При том что сам продавец, да и владелец тоже, таких взглядов не придерживаются. Но потому что существуют спрос, они это заказывают и таким образом распространяют", - отмечает Козлов. Как поясняет соавтор доклада Константин Баранов из Молодежного правозащитного движения, на многих заявленных как благотворительные концертах собираются средства на поддержку так называемых "правых политзаключенных". Это люди, которые в разных странах отбывают сроки либо за расисткую пропаганду, либо за расисткое насилие. Как рассказывает Алексей Козлов из движения ГРОЗА, значительная часть российских ультраправых групп издает свои диски именно на Украине. Крайней популярностью среди националистов пользуется ежегодный фестиваль в Харькове Black Metal, куда приезжают в том числе и европейские неонацисты. "В этом смысле националистический интернационал очень силен", - утверждает эксперт. Безусловно, нельзя утверждать, что абсолютно все российские футбольные фанаты разделяют ультраправые взгляды, но фанатские клубы, как отмечают авторы доклада, часто становятся базой для распространения расовой нетерпимости и призывов к насильственным действиям. Дополнительная опасность состоит в том, что, как правило, агитация на стадионах и в спортивной среде приобретает скрытые формы. Так, некоторые фанаты таких известных клубов как "Динамо" и "Спартак" ходят на матчи с символикой в виде кельсткого креста и нацистского орла. А на один из футбольных поединков в Самаре в прошлом году в день рождения Гитлера 20 апреля фанаты "Спартака" пронесли, казалось бы, невинный баннер: "С днем рождения, дедушка!"